«Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (Ефес.5:19)
Любовь к пению у верующего народа исконна. Пение столь сродно и столь близко подчинено нашему духу, что служит наилучшим и утонченнейшим средством для выражения нашего чувства. Им раскрываются лучше, чем словом, самые глубокие душевные состояния, самые задушевные, благороднейшие, возвышенные и святые чувства, нередко не находящие в языке человеческом соответственных себе слов и выражений. Пением выражается восторг нашего духа, успокаивается тревожное чувство, прогоняется скука, выражается грусть о минувшем благе и надежда на будущее. В беседе на 41-й псалом святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что поскольку пение облегчает человеку трудность работы и душа его склонна к этому роду наслаждений, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и вместе польза. От мерзких песен происходит вред, погибель и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение, и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни. Святый Иоанн Златоуст приводит такой пример: «Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухание, там пребывают пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу». Святитель учит, чтобы все мы детей и жен учили петь такие песни не только при занятии пряжею и при других работах, но особенно за трапезой, так как дьявол строит козни большей частью во время пиршеств, при упоении, пресыщении, непристойном смехе и душевном расслаблении. К псалмопению пусть присоединяются и молитва, чтобы вместе с душою нам освятить и самый дом. Тогда, по слову апостола Павла, плоть не будет похотствовать на духа (Гал.5:17), но будет повиноваться на этом прекрасном и дивном пути.
Известно много псалмов и духовных песен, которые составляли святые мужи, защитники православной веры: Святитель Димитрий Ростовский, знаменитый стихотворец Симеон Полоцкий, написавший стихотворную Псалтырь, Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский, Тимофей Щербацкий, митрополит Киевский, почаевский иеромонах Христофор (Сакович), автор «Крестной Песни», и другие песнотворцы.
До самых времен Петра Великого на Руси процветало пение духовных стихов. Не совсем прекратилось оно и после, особенно в быту так называемых старообрядцев. Основатели различных религиозных сект всегда пользовались пристрастием народа к пению и заключали свои еретические учения в стихи, которые распевались на сборищах сектантов. Так и до сего дня делают баптисты, штундисты. иеговисты и иные совратители простых людей. Так поступали ересеучители в самые первые времена Христианства. Но Господь еще в то время даровал защитников Православия, которые воспевали свои песни, свои гимны для охранения народа от еретических обольщений. Это были свв. Ефрем Сирин и Иоанн Златоуст. Этим испытанным средством пользовались и пользуются многие миссионеры и наших дней. Духовно-нравственные канты, в минуты житейской горечи и радости поют насельники и насельницы святых обителей, странники и богомольцы.
Эти псалмы будут всегда полезны тем, кто ревнует о чистоте нравственности человека.
И все православные народы пойте Богу нашему, пойте! Пойте Ему всегда и везде, в радостные и трудные минуты жизни.
Отправлено: 24.01.11 20:32. Заголовок: Святитель Феофан Затворник о музыке и пении
Недавно прочитал книгу писем Феофана Затворника к одной девушке, которая, как он пишет, и «поёт и музыкантствует; и в музыке и пении мастерица». Это один из самых любимых духовных писателей многих христиан. Сейчас готовится полное издание его сочинений в 40 томах! В этой же книге я остановлюсь лишь на его взгядах по нашей теме. В частности, в одном из писем он проводит своего рода классификацию видов искусства в отношении их воздействия на человека:
цитата:
Выше всего этого — наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше — наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умносозерцаемою, идеальною.
(Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? «Отчий дом», М., 2005 г. / Письмо одиннадцатое, с.42)
В другом месте на вопрос своей духовной дочери он даёт ей конкретные советы, как преобразовывать свою музыкальную деятельность в связи усилившимся в ней проявлением веры:
цитата:
Спрашиваете: «Как быть с пением и игранием на фортепиано и фисгармонии? Я прежде играла и пела, не обращая внимания на содержание пьес, а теперь оно лезет в голову. Известно же, что не всех пьес содержание хорошо, хотя они сложены очень гармонично». Что делать? Нельзя Вам вдруг все переменить. Это тотчас бросится в глаза. Пойте и играйте, что пели и играли прежде, стараясь не обращать внимания на содержание. А между тем понемногу отберите пьесы с хорошим или даже только сносным содержанием и их более пойте и играйте, чтобы о других наконец забыли совсем заставляющие Вас петь и играть. Фисгармония очень способна выражать должным образом церковное пение. Достаньте сочинения Турчанинова и разучите оттуда что больше Вам понравится. Разучите «Боже, Царя храни», «Коль славен наш Господь в Сионе» и подобные. Если Вы с полным чувством споете что из этого рода пьес, уверяю Вас, что это понравится более, нежели другое что. И тогда будут уже просить Вас спеть и сыграть не пустые какие пьески, а именно эти величественные творения. Давно как-то Вы поминали, что хвалят Ваш голос и пение. Они делают свое дело, а Вы делайте свое. Когда хорошо то и другое, как не хвалить? Но Вам не кичиться тем предлежит, а смиряться. Голос-то и вкус к пению откуда у Вас? Бог дал. На что же Бог дал? Чесать слух других или на другое что?! Ни на что другое, как на то, чтобы Вы обращали их во славу Божию. А так ли Вы делали? Нет. Вы только себя потешали и других, а о Боге совсем у Вас и помина не было. Стало быть, Вы даром Божиим злоупотребляли, иждивая его на пустое. Теперь мысли Ваши поворотились на богоугождение, поворотите же туда и употребление дара Божия. Если есть и пить надо во славу Божию, то тем паче петь и играть. Если Вы сыграете и споете что-либо такое, что западет на душу слышащих и заставит их воздохнуть ко Господу или вознестись к Нему с славословием и благодарением, то Вы то же сделаете, что делает хороший проповедник в церкви. И вот Вам спасительный плод дара! Извольте же употребление его направить на эту сторону. Отберите и светские и духовные пиесы назидательные и их только пойте и играйте. Это для других, сами же по себе никогда не пойте ничего светского, а все одно духовное. Но опять повторю: не вдруг ломайте, а потихоньку.
Правильно, Елена! Ещё пророк Давид и другие ветхозаветные отцы предпочитали более всего воспевать Бога. Любимое их слово было Аллилуя! Зачем лишние слова, зачем вся эта суета!? - Достаточно и одного слова: Аллилуя!
цитата:
Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог - Царь всей земли; пойте все разумно (Пс.46:7-8).
Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его (Пс.67:5).
Царства земные! Пойте Богу, воспевайте Господа (Пс.67:33).
Отправлено: 02.02.11 14:55. Заголовок: Литургия, Давид и др.
Здравствуйте, Елена! Псалмы и духовные канты для этого и существуют. И в Евангелии читаем:
цитата:
И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30; Мр.14:26).
А насчёт богослужебных песнопений точно не знаю. По-моему ничего плохого в этом нет.
А какие у Вас имеются аудио-записи? Сейчас столько всего, что не знаешь за что хвататься. Раньше ведь ничего не было (до 1988 г.), а теперь глаза (то есть уши) разбегаются.
У вас имеется какой-нибудь музыкальный инструмент? Знаете ли ноты? Какие произведения Вы предпочитаете, в каком иполнении; имеются ли любимые авторы и исполнители? Я особенно интересуюсь духовными кантами, - они просты и доходчивы. У Давида не было симфонического оркестра и синтезаторов, - только десять струн на инструменте (см. рисунок выше), но мало кто, кроме, разве что христианских поэтов и композиторов, превзошёл его по высоте духовности и значительности его гимнов.
Отправлено: 05.02.11 14:42. Заголовок: Борис Христов и др.
Я вовсе, Елена, не разочарован. Петь, ведь, можно и без нотной грамоты, - в былые времена песнопения в основном заучивали на слух... Единственное преимущество, что теперь некоторые вещи встречаются только лишь в нотной записи... Но это дело наживное, - посидите день-другой за учебником и всё прийдёт.
Вообще поставленная тема очень широка, и её не охватить за раз всю целиком; но если встретятся интересные вещи, то хорошо бы делиться ссылками, обсуждать всё это... Вот я сейчас нашёл, где можно скачать одного из самых великих голосов, это бас - Борис Христов. У меня до сих пор сохраняется магнитофонная бобина с этого альбома (ещё с 1988 г.) Очень советую послушать - не пожалеете! Кроме церковных песнопений он исполнял и русские народные.
Огромная благодарность вашему сайту за знакомство с творчеством о.Олега Скобля! Прослушала и скачала многие песни батюшки, это чудесно. Сейчас, во дни великого поста, особенно вдохновляет. Впервые услышала о. Олега на вашем сайте. Спасибо, Игорь, вы делаете благое дело.
Отправлено: 25.07.11 10:09. Заголовок: Олег Скобля - Дважды о вечном
Elena пишет:
цитата:
Огромная благодарность вашему сайту за знакомство с творчеством о.Олега Скобля! Прослушала и скачала многие песни батюшки, это чудесно. Впервые услышала о. Олега на вашем сайте. Спасибо, Игорь, вы делаете благое дело.
Прекрасные песнопения, радость и умиление нашим душам, чего так не хватает в повседневной сутете житейской нашего времени. Особенно понравились песнопения в исполнении Юлии Славянской. Она автор и музыки и текста?
Нет, она музыку накладывает на готовые тексты, стихи и псалмы. Например, на стихи русских поэтов: А.К.Толстого, П.А.Вяземского, М.А.Дмитриева, С.Е Бокова, игум.Виссариона (Остапенко), Н.Назаренко. Некоторые духовные песнопения, например «Молитва Архангелу Михаилу», даются просто в её обработке. Это распространённая практика, когда человеку западает в душу какая-то песня, он её иногда перерабатывает по-своему.
Отправлено: 30.03.11 23:16. Заголовок: Поэтому многие песно..
Поэтому многие песнопения Юлии воспринимаются как молитва. Чувствуется высокая духовная развитость авторов как музыки так и текстов, не одна мирская лирическая песня так не тронет душу.
Отправлено: 19.08.11 10:43. Заголовок: Митрополит Иосиф (Петровых)
Духовные и молитвенные песнопения являются самой, наверное, благоугодной жертвой Богу. Даже Господь со своими апостолами не пренебрегали пением, и это одно уже говорит о многом: И, воспев, - говорится в Евангелии, - пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).
Недано прочитал книгу «Священномученик Иосиф Митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды». Было интересно узнать мнение этого знаменитого возглавителя истинно-православного движения на музыкальную тему. Известно, что даже в ссылке, в 1936 г., на пороге, так сказать, перехода в вечность (расстрелян 20 ноября 1937 г. в 24 часа), митрополит Иосиф (Петровых) занимался музицированием и духовным пением, хотя, скорее всего, его «репертуар» и ограничивался сугубо богослужебными мелодиями и песнопениями. Как пишет в своей книге протопресвитер Михаил Польский об этом периоде жизни Митр.Иосифа в Казахстанской ссылке, заботившийся о нем его тайный постриженник, архимандрит Арсений (Борис Григорьевич Корди) из Алма-Аты устроил ему комнату и содержал Владыку материально, он же «заботился о его еде не только в сытости, но и с соблюдением диеты, (Архим.Арсений) достал ему сперва цитру, затем фисгармонию, что для митрополита, большого музыканта, было радостью. Он перекладывал псалмы на музыку и пел». (Новые мученики Российские... ч. 2, с. 2).
А вот выдержки из духовного дневника Владыки Иосифа «В объятиях Отчих. Дневник инока» (пп.417, 1795), публиковавшегося ещё до революции:
цитата:
Когда чем наслаждается душа, так хочется наслаждаться не одному; хочется, чтобы и другие участвовали и понимали твое наслаждение. Такова церковная красота, благолепие Богослужения нашего, умилительная сладость духовных песнопений и молитвословий церковных. Боже! Сколько умиления, красоты, теплоты чувства, сокрушения сердечного в Триоди Постной! Какая неистощимая, неоценимая сокровищница поэзии и вдохновенного излияния чувств души. Или обиходные напевы и мелодии! Сколько неподражаемой прелести, музыкальности, вдохновенной осмысленности и умилительности, о коих никак нельзя судить по грубейшим искажениям Бортнянских и т.п., дерзко посягнувших на девственную чистоту, целость и красоту нашего истового, настоящего церковного пения, заключенного в обиходе. В частности, возмущаюсь искажениями у Бортнянского чудных обиходных мелодий «Помощника и Покровителя» и др., к величайшему прискорбию получившими право гражданства в наших церквах; и долго еще, вероятно, не найдут они истинной оценки. А давно, давно пора отставить эти лживые передачи Божественных глаголов и музыки, дано пора возвратиться к заброшенному, опозоренному, искаженному, обезображенному древнему напеву, унисонно увековеченному в обиходе и нетерпеливо ждущему правильной, строго выдержанной и разумной гармонизации.
Крайнюю острую жалость испытываю я по многим нашим церковным дивным мелодиям, напевам, уставам, сохраняющимся ныне разве в самых строгих пустынных обителях, тогда как в других местах повсюду это дивное сладкопение церковное крайне сокращено, искажено, опрощено, обнажено, оголено, как потравленное дерево, от своих несравненных красот и умилительной силы и сладости. Были и есть композиторы, которые прямо ставили себе целью упростить, т.е. обезобразить, изнасиловать неприкосновенную святыню наших церковных мелодий и напевов. (Так сделал и Бортнянский с «Помощником и Покровителем»). Другие, не понимая их прелестей, вместо них предлагали и предлагают свои фантазерские измышления, щекочущие ухо и ничего не говорящие сердцу. И только третьи, более благоразумные и призванные (Львовский и др.), сумели создать себе истинную бессмертную славу точнейшим переложением на ноты дивных церковных мелодий, на коих всякий может видеть несравненное их превосходство пред убогим музыканьичанием многих так называемых духовных композиторов.
Отправлено: 19.04.18 17:40. Заголовок: Песня о женах-мироносицах
К международному женскому дню мы с Вячеславом Поповым подготовили известную песню Ивана Беляева "Спит Сион". Видеоклип составлен из ранее снятых видов одесских церквей.
Отправлено: 19.04.18 17:43. Заголовок: Песня о женах-мироносицах
К международному женскому дню мы с Вячеславом Поповым подготовили известную песню Ивана Беляева "Спит Сион". Видеоклип составлен из ранее снятых видов одесских церквей.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет